Памятки для учащихся

 

Памятки для учащихся по работе с заданиями по истории

Как работать с историческим документом

1. Внимательно прочитайте документ. Выясните его происхождение: когда он был написан и кем, к какому виду источников относится (официальный документ, письмо, дневник, литературное произведение).

2. Выясните, о каком историческом событии, явлении или процессе идет речь в документе.

3. Определите позицию автора документа: является ли он официальным лицом и представляет государство или это личные впечатления участника либо свидетеля события.

4. Назовите причину изучаемого события, явления или процесса, его хронологические рамки.

5. Подумайте, какие исторические условия способствовали описанному событию, возникновению явления, зарождению новых идей, начинаний, проведению реформ.

6. Дайте характеристику государственным и политическим деятелям; подготовьте сообщение по первоисточнику.

7. Выскажите мнение о том, каким образом изученный документ (группа документов) помог понять общественные явления изучаемого исторического периода.

 

Как работать с исторической картиной

1. Рассмотрите картину, прочитайте подпись к ней. Определите, какие исторические события, явления или процессы на ней представлены. Соотнесите время, когда они происходили, и время создания картины.

2. Если на картине изображены люди, обратите внимание на выражения их лиц, их фигуры, окружающую обстановку, ландшафт.

3. Подумайте, какими звуками мог быть наполнен эпизод, представленный на картине. «Послушайте» эти звуки.

4. Расскажите о представленном эпизоде от лица одного из персонажей, изображенных на картине. Для выступления используйте всё, что вы увидели и «услышали».

5. Подумайте, будут ли рассказы разных «очевидцев» события одинаковыми. Чем они могут отличаться?

6. Обсудите в классе, может ли художественное произведение объективно представить историческое событие.

Как создать ментальную карту

1. Определите основную тему (идею) и разместите ее в центре. Главный элемент карты должен содержать образ всей проблемы или центральный вопрос — поэтому он должен выделяться на фоне других. Разместите остальные элементы карты начиная с правого верхнего угла, двигаясь по часовой стрелке.

2. Определите темы (ключевые слова) первого уровня. Они должны иметь короткие названия, поскольку это категории, помогающие сформулировать мысль. Иногда, когда они чересчур абстрактны, к ним можно прикреплять изображения.

3. Второй уровень тем — зона, где начинают формироваться идеи. Вы можете выбрать конкретизирующее заключение, которое завершает тему первого уровня, или отдельную идею, относящуюся к ней. Названия тем второго уровня также должны быть короткими и состоять из одного-двух слов.

4. Третий и последующие уровни — это конкретизация идей. Не переходите к ним, пока не завершен и не упорядочен второй уровень. При необходимости на этом уровне можно прибегать к описательным фразам.

5. Выход на четвертый уровень нежелателен, поскольку это усложняет чтение карты. Если требуется дальнейшая конкретизация или детальное описание, то можно использовать заметки, которые прикрепляются к информации третьего уровня (в электронных картах). В рисованной карте эту информацию можно оформить при помощи «стикера».

6. Используйте разные цвета. Каждая ветвь может иметь свой цвет.

7. Пространство карты должно быть заполнено, но не допускайте перегруженности.

8. Если ветви чрезмерно «разрослись», их можно объединить общим контуром, чтобы они не смешивались с соседними ветвями, имеющими отношение к иному смысловому блоку.

Как построить гексы

Гексы — это шестиугольники (чаще в виде сот), в которых представлены знания по определенному аспекту. Каждый из шестиугольников присоединяется к другому благодаря понятийным связям. Гексы могут быть нарисованы в тетради или сделаны из бумаги. При помощи гексов можно составить ленту времени или сделать их полностью иллюстрированными. Например:

1. Внимательно прочитайте текст, на основании которого нужно составить схему из гексов. Выберите ключевые термины, словосочетания, фамилии и имена лиц, даты и события (в зависимости от цели использования), раскрывающие суть изучаемого вопроса или темы.

2. Запишите выделенные слова в шестиугольники таким образом, чтобы стороны шестиугольников с логически связанными между собой словами соприкасались. Помните, что в одном шестиугольнике может содержаться только один объект (событие, явление, деятель). Некоторые шестиугольники могут быть главными или суммировать информацию из группы других шестиугольников — их можно выделить определенным цветом.

3. Объясните связи между гексами. При необходимости нарисуйте стрелки, чтобы показать взаимосвязь.

4. Помните, что гексы могут не складываться в пчелиные соты, а иметь разнообразную форму, но всегда должны быть связаны между собой.

5. Исправьте ошибки: уберите неключевые слова, добавьте информацию, которой не хватает.

6. Составьте рассказ, используя информацию гексов.

 

Как составлять тезисы

Тезисы — это изложение основных идей, положений без их аргументации.
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Выделите в нем главные идеи, положения и выводы.
3. Кратко сформулируйте эти положения и запишите.

 

Как делать вывод

1. Вывод должен относиться к сути изложенного материала, следовать только из рассмотренных фактов и связей, не превышать их объема, не оставлять часть фактов без внимания.

2. При рассмотрении большого числа фактов и связей сначала делаются частные выводы, а затем — общие.


 



 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога